В израильской юридической системе наблюдаются заметные различия в подходах к двум громким делам, затрагивающим высокопоставленных лиц: премьер-министра Биньямина Нетаниягу и председателя Гистадрута Арнона Бар-Давида. Оба подозреваются в совершении одних и тех же преступлений – взяточничества, мошенничества и злоупотребления доверием, однако ход расследований и поведение обвиняемых кардинально отличаются.
Адвокат Миха Патман, известный специалист по «беловоротничковым» преступлениям, который ранее входил в команду защиты Биньямина Нетаниягу по «делам тысячелетия», а ныне представляет интересы Арнона Бар-Давида, подчеркивает абсурдность ситуации. Он отмечает, что расследование против Бар-Давида, по его мнению, направлено на дискредитацию Гистадрута. Патман также указывает на то, что глава следственного управления Лахав 433 Менахем Биньямин вернулся к исполнению своих обязанностей, несмотря на появившиеся против него подозрения. Адвокат считает, что невозвращение Бар-Давида на пост председателя Гистадрута является нарушением демократических принципов, поскольку влияние и полномочия главы профсоюзного центра значительно превосходят полномочия мэров городов, а его отсутствие сказывается на миллионах граждан через 650 тысяч кормильцев семей.
В то время как Нетаниягу продолжает выполнять свои обязанности премьер-министра, Бар-Давид, будучи лишь подозреваемым, отсутствует на рабочем месте более месяца, что, по мнению его представителя, может негативно сказаться на интересах трудящихся. Примечательно, что отношение судей к обвиняемым также различается. Бар-Давид сотрудничал со следствием, не подвергал нападкам судебную систему и провел несколько дней под стражей. Нетаниягу же с самого начала вел себя так, будто судебный процесс направлен против его избирателей, а в настоящее время намекает, что дело направлено против граждан страны, фактически обвиняя государство Израиль в преследовании собственного народа.
Нетаниягу систематически подрывает доверие к судебной системе и избегает осуждения призывов министра юстиции и министра связи не подчиняться решениям Верховного суда. В этой ситуации правосудие, кажется, погружается во мрак. Арнон Бар-Давид также мог бы поступить подобно Нетаниягу, используя ресурсы Гистадрута для мобилизации профсоюзных лидеров и организаций, вплоть до объявления всеобщей забастовки под предлогом попытки фабрикации дела. Однако он воздержался от подобных действий.
Премьер-министр же ведет себя так, будто «государство – это он», используя государственные ресурсы в Израиле и за рубежом для продвижения своих аргументов. Нельзя не упомянуть и о трате времени членов Кнессета и министров, которые беззастенчиво посещают суд, расходуя тысячи рабочих часов. Председатель Кнессета должен был бы вычитать это время из их заработной платы.
Ситуация усугубляется визитами иностранных гостей, которые выражают поддержку Нетаниягу. Председатель парламента Парагвая Рауль Латорре посетил суд, заявив о своей полной поддержке и восхищении Нетаниягу как одним из важнейших лидеров свободного мира. Эти визиты, по мнению автора, служат для Нетаниягу своеобразной «гуманитарной помощью», поскольку ему запрещено посещать ряд стран из-за ордеров на арест, выданных Гаагским трибуналом.
Даже посол США в Израиле Майк Хакаби появился в суде с игрушкой Багза Банни, чтобы поддержать аргументы Биби. Сообщается также, что президент США просил президента Ицхака Герцога о помиловании для Нетаниягу. Ожидается визит президента Венгрии Виктора Орбана и президента Австрии, что подчеркивает международное внимание к процессу.
По материалам: maariv.co.il