Сегодня утром, в понедельник, комиссия по иностранным делам и обороне Кнессета собралась для обсуждения законопроекта об отсрочке от воинской службы, предложенного председателем комиссии, депутатом Боазом Бисмутом. Об этом сообщает Ynet.
В начале заседания Хагай Ловер, потерявший на войне сына, сержанта (в резерве) Элишу Йонатана, выступил с резкой критикой в адрес председателя комиссии, заявив: «Ваш закон опасен. Вы создаете различия между кровью». Бисмут, в свою очередь, назвал это «редким моментом в истории нации».
Отец погибшего солдата с гневом продолжил: «Закон совершенно не приближается к потребностям армии. Вы этим законом проводите различие между кровью и кровью. Мои дети после семидневного траура вернулись в Газу. Вместе они прошли 900 дней резервистской службы – мы делаем это, потому что людей не хватает. Если ты родился в правильном секторе, твоя жизнь в государстве Израиль гораздо безопаснее». Он подчеркнул: «Я голосовал за это правительство, и я призываю членов коалиции выступить против этого закона».
Ицик Бонцель, отец Амита, павшего в бою во время войны, добавил: «Я обращаюсь к депутату Форошу, посмотрите мне в глаза. Вы думаете, что мои дети могут рисковать своей жизнью и отдавать ее? Вы даже не можете смотреть мне в глаза. Я похоронил своего сына Амита, в то время как в стране есть ультраортодоксы, которые ходят по улицам и ничего не делают, я имею в виду не тех, кто учит Тору».
Он подчеркнул: «Пришло время, чтобы вы потребовали этого равенства. Те, кто учится, пусть учатся, а те, кто нет – пусть надевают форму и идут в армию. И в то же время, почему вы не говорите об арабах в государстве Израиль? О секторе, чья жизнь идет за наш счет, пока наши дети ползают по песку». Зив Бренс, резервист из бригады Голани, атаковал: «Я только что вышел из Газы. Этот закон – популизм».
В ходе обсуждения в комиссии не обошлось без криков между участниками. Михал из движения «Матери на фронте» сказала: «Мы обсуждаем здесь в комиссии уже более 100 часов. Годами мы уступаем, платим ультраортодоксам за льготы, которые они получают, а мы нет. Я не против Торы и не против иешив, но всему есть предел».
В начале своего выступления на заседании Бисмут заявил: «Поколения до нас и после нас смотрят. Это закон, который принадлежит всему государству Израиль». По его словам, «помимо оборонной необходимости, закон несет в себе большое послание от Кнессета о важности изучения Торы. В законе будут изменения. Тот, кто будет против, докажет, что он предпочитает мелкую политическую игру национальным интересам».
Председатель комиссии также добавил: «Мы, естественно, внесем изменения в ходе обсуждений. Те, кто проголосует «за», проголосуют за будущее Израиля. Те, кто будет против, докажут, что они предпочитают политическую игру национальной безопасности. Впервые мы представляем рамочные цели, которые создают определенность для ЦАХАЛа и мира Торы. Наконец-то будет порядок. Этот закон хорош для страны, укрепляет доверие и в будущем укрепит наше единство».
Депутат Юли Эдельштейн, бывший председатель комиссии, заявил на заседании: «В последние дни я видел попытки провести сравнение между моим законом и законом, который сейчас обсуждается. По моему мнению, это глупость – проводить такое сравнение. Я пытался призвать к службе, а здесь цель, по-видимому, – сохранение коалиции, но никак не призыв ультраортодоксов в ЦАХАЛ».
Эдельштейн также добавил, что относительно последствий принятия закона: «Это нанесет ущерб безопасности страны». По его словам, «потребности ЦАХАЛа составляют не менее 12 000 солдат немедленно. Обеспечить это в темпе, предложенном законом, когда ЦАХАЛ готов принять гораздо больше, я, безусловно, не понимаю. Если цель – призыв, то весь закон должен выглядеть иначе. Без санкций ничего не произойдет».
Глава оппозиции Яир Лапид также прибыл на заседание, и его партия заявила: «Члены «Еш Атид» в комиссии по иностранным делам и обороне продолжат вести борьбу против позорного закона об уклонении ультраортодоксов. «Еш Атид» остановит этот закон. Этому не бывать!». Депутат Меир Поруш призвал на заседании «разорвать» закон Бисмута.
На заседание также прибыли бригадный генерал Ши Тайев, глава отдела планирования и управления персоналом ЦАХАЛа; подполковник Авигдор Дикштейн, глава отдела по делам ультраортодоксов в бригаде; и государственный секретарь Йоси Фокс. Бригадный генерал Тайев пояснил на заседании: «Необходима возрастная модель для лиц, пригодных к боевым действиям и поддержке боевых действий. Без такой модели будет сложно согласовать тех, кто приходит, с потребностями».
Лапид обратился к Бисмуту на заседании и сказал ему: «То, что вы положили сюда на стол, – это позорный закон об уклонении.»