Нетаниягу играет на время
Премьер-министр Нетаниягу стремится максимально использовать время до следующих выборов. Он провел пресс-конференцию, чтобы заявить о возвращении последнего израильского солдата, Ранна Гуили, погибшего в плену. Нетаниягу подчеркнул, что выполнил обещание вернуть всех.
Это заявление, по мнению аналитиков, предназначалось для предвыборного архива. Премьер-министр не хочет выборов сейчас, но готовится к ним. Он считает, что проведение выборов в ближайшее время было бы ошибкой. Нетаниягу намерен использовать весь свой текущий срок.
Опытный политик знает, что его ждут сложные выборы без гарантированной победы. У него нет естественного большинства или готовой коалиции. Израильская политическая система может породить альтернативного кандидата. В такой ситуации спешить некуда.
Более того, Нетаниягу понимает, что на Ближнем Востоке полгода — это вечность. Иногда для выигрыша времени не нужна четкая стратегия. События сами могут создать нужные условия. За полгода в регионе может произойти все что угодно.
Он также осознает, что выборы — это не только день голосования. Предвыборная кампания длится минимум три месяца. Лето — коварное время для политики. Крупная военная операция во время выборов может парализовать систему.
Ответственность размывается, кабинет министров работает в условиях постоянного освещения в СМИ. Желание дотянуть до плановой даты связано не только со страхом перед результатом, но и с избеганием ситуации, когда Израиль оказывается зажат между военными заголовками и избирательными урнами.
Серьезные опасения вызывают сценарии, связанные с частичным или поэтапным разоружением в Газе. Такие планы, выглядящие разумно на бумаге, могут оказаться фикцией. ХАМАС может представить поддельные склады оружия, чтобы создать видимость процесса разоружения.
Это позволит начать восстановление анклава. Как только восстановление начнется, его будет очень трудно остановить, даже если разоружение останется формальностью. Споры касаются не только самого разоружения, но и его определения.
Что считать разоружением? Только тяжелое вооружение? Включает ли оно легкое оружие? А туннели — и в каком темпе? Израильские источники предупреждают, что включение слова «поэтапно» в документы может сделать любые будущие споры с США бесплодными.
Будут говорить: «Это первый этап, дальше будет следующий». Подобные модели уже наблюдались в Ливане. Там всегда можно утверждать, что это «процесс», и перекладывать ответственность на правительство в Бейруте, а не на саму организацию. В Израиле опасаются, что то же самое произойдет в Газе.
Существует значительный разрыв между заявлениями Израиля и предполагаемыми интересами США. Вашингтон стремится к скорейшему восстановлению Газы, возможно, еще до полного разоружения ХАМАС. В последнее время в Израиле часто упоминают имена советников президента США Дональда Трампа, Стива Виткоффа и Джареда Кушнера.
Их, а также других представителей США и Персидского залива, считают теми, кто рассматривает Газу через призму недвижимости. Бизнесмены мечтают о строительстве, инвестициях и проектах. Источники в Иерусалиме предупреждают, что это искушение реально, а не просто теоретическое.
Оно сочетается с возможным крайним сроком, который Трамп может установить не как договор, а как дату, позволяющую «прогресс». В таком сценарии ХАМАС не будет по-настоящему разоружен. Ему нужно будет лишь создать видимость, чтобы американцы могли заявить о начале работы механизма.
Некоторые оценки израильской ситуации включают элемент палестинского технократического правительства и процесс «передачи полномочий». Согласно этому анализу, представители международного или регионального механизма будут действовать в Газе, потому что ХАМАС их «принимает». События на Ближнем Востоке развиваются стремительно, и полгода могут изменить все.