В политико-юридических кругах Израиля активно обсуждаются различные сценарии развития событий после завершения судебных процессов, фигурантом которых является премьер-министр Биньямин Нетаниягу. Об этом сообщает maariv.co.il.
Несмотря на кажущуюся тишину, за кулисами ведется работа по поиску формул, которые позволят разрешить сложившуюся ситуацию. Отмечается, что такие действия не возникают на пустом месте. Письмо президента США Дональда Трампа президенту Израиля Ицхаку Герцогу, публичные призывы экс-главы Верховного суда Аарона Барака к урегулированию дел Нетаниягу через соглашение, а также информация о прошлых беседах между Герцогом и президентом Рувином Ривлином по вопросу о помиловании – все это свидетельствует о наличии проработки вопроса.
Рассматривается не обязательно полное президентское помилование, которое фактически завершило бы политическую карьеру премьер-министра. Более вероятным сценарием является поиск креативного соглашения о признании вины, которое позволило бы «свернуть» дела, устранив формальные препятствия, но при этом сохранив возможность для Нетаниягу продолжать политическую деятельность. Цель – не уход на пенсию, а возможность заявить общественности об устранении юридических помех и продолжении руководства страной. Это ключевое различие между сделкой, выводящей его из игры, и сделкой, позволяющей вернуться в нее с прежней силой.
Важность такого урегулирования трудно переоценить, особенно в контексте потенциального исторического соглашения о нормализации отношений с Саудовской Аравией. Требования Эр-Рияда, озвученные наследным принцем Мухаммедом бен Салманом, включают политическую основу для решения палестинского вопроса, включая обсуждение возможности создания палестинского государства, пусть и «на бумаге» и с множеством условий, которые палестинская сторона, вероятно, не выполнит.
Нельзя игнорировать и фактор общественного мнения. Массовые протесты, проходившие в стране в течение последнего года, не позволят обществу спокойно воспринять сделку, возвращающую Нетаниягу в политику без юридического бремени. Демонстрации как справа, так и слева могут сделать президента и Верховный суд объектами давления. В конечном итоге, главе государства и судьям Верховного суда предстоит принять решение не только о помиловании, но и ответить на более глубокий вопрос: является ли целью судебной системы завершение эпохи Нетаниягу, и допустимо ли для государства сокращать путь ради «закрытия национального дела». Те, кто верит в верховенство закона, должны быть осторожны с легкими ответами. А те, кто стремится к единству, должны остерегаться популистских кратчайших путей.