Возглавит ли Кац Генштаб или найдет послушного коммандира. Безопасность Израиля или пиар министра. Что стоит за нападками на Эяля Замира
Министр обороны Израиля Исраэль Кац в субботу вечером выступил с новой критикой в адрес начальника Генерального штаба ЦАХАЛа, генерал-лейтенанта Эяля Замира.
Поводом для очередного публичного противостояния послужил вопрос о назначениях в армии. Кац заявил, что начальник Генштаба проигнорировал его просьбу и провел обсуждение кадровых вопросов. «К сожалению, начальник Генштаба не ответил на мою просьбу и провел обсуждение назначений», — написал министр. Он подчеркнул, что Армия обороны Израиля подчиняется решениям политического руководства во главе с премьер-министром, и его задача как министра обороны — обеспечить выполнение этих решений.
Министр обороны отметил, что вопросы расследований и назначений в ЦАХАЛе имеют особое значение в свете событий 7 октября и не связаны с личными или политическими мотивами. Кац напомнил, что еще при предыдущем начальнике Генштаба он настаивал на скорейшем завершении расследований как условии для назначения новых генералов. По его словам, после публикации результатов расследований предыдущий начальник Генштаба и ряд высокопоставленных офицеров покинули армию, и были назначены другие.
После назначения Замира, как отметил Кац, он предложил создать комиссию под руководством генерал-майора (в отставке) Сами Турджемана для анализа расследований и определения необходимости их доработки или завершения. Министр обороны поддержал эту инициативу. По завершении работы комиссии ему были представлены отчет и рекомендации. Часть рекомендаций касалась необходимости проведения повторных расследований, которые были проведены ненадлежащим образом, а также завершения расследований в областях, которые не были изучены, включая критически важную тему «Иерихонской стены» — плана ХАМАС по уничтожению Газской дивизии, вскрытого израильской разведкой еще в 2018 году, но не получившего должного внимания.
«Я ожидал, что начальник Генштаба будет действовать в соответствии с рекомендациями комиссии, завершит и углубит расследования, но был удивлен, когда он вызвал офицеров и наложил на них различные санкции, не уведомив меня о таком значительном шаге и не проконсультировавшись», — заявил Кац. Он добавил, что, поскольку он по закону утверждает назначения старших офицеров ЦАХАЛа от уровня полковника и выше, он поручил инспектору Министерства обороны, как наиболее компетентному профессиональному органу, завершить расследования и представить ему выводы, которые позволят ему принять решение по поводу назначений. Министр обороны попросил начальника Генштаба отложить вопрос о назначениях на 30 дней, чтобы у него была необходимая информация для действий в соответствии с согласованной процедурой, включающей предварительные консультации. «К сожалению, начальник Генштаба не ответил на мою просьбу и провел обсуждение назначений», — повторил Кац.
Он также отметил, что до рассмотрения вопроса на основе полученной информации он узнал о намерении «призвать в ЦАХАЛ и присвоить звание генерал-майора тому, кто открыто призывал к неповиновению». По словам министра, он «недвусмысленно уведомил начальника Генштаба, что не утвердит это назначение, и оно было снято с повестки дня». Кац подчеркнул, что «что касается оперативной деятельности ЦАХАЛа на различных фронтах, то он поддерживает прямой и постоянный контакт с начальником Генштаба и руководством ЦАХАЛа, а также проводит множество совместных совещаний под председательством премьер-министра, и это никак не затрагивает данные вопросы».
Полковник в отставке Герман Гилтман, о котором говорил Кац, прокомментировал ситуацию, заявив, что его имя в последние дни появилось в заголовках в политическом контексте. Он пояснил, что был частью движения «Танкисты за Израиль и демократию», которое не имело отношения к движению «Братья по оружию». Гилтман категорически отверг обвинения в призывах к неповиновению или отказу от службы, заявив, что осуждает подобные призывы. Он подчеркнул, что всю свою жизнь служил стране с гордостью, и на упомянутом мероприятии не было никаких призывов к неповиновению. По его словам, настоящим испытанием стали действия 7 октября, когда он и другие добровольцы прибыли на место еще до получения приказа, сформировали штаб дивизии и вместе вели боевые действия, объединив людей разных взглядов и профессий. Гилтман сообщил, что накануне провел беседу с начальником Генштаба, который выразил полную поддержку его кандидатуре, однако министр Кац принял решение отменить назначение. Гилтман назвал это «политическим, а не профессиональным решением».