Лечение детей: тысячи шекелей или отказ от терапии
Министерство здравоохранения запускает новую реформу, меняя систему лечения детей с особенностями развития. Ведомство планирует постепенно отменить возмещение расходов на частные процедуры. Предполагается, что всё лечение будет предоставляться через больничные кассы.
На практике это означает, что родителям придется платить тысячи шекелей из своего кармана. Альтернатива — отказаться от необходимой терапии для ребенка. Такая ситуация ставит семьи в безвыходное положение. Мать двоих детей с особенностями развития делится своей историей.
«Государство думает, что выиграло, но на самом деле оно забило гол в свои ворота», — пишет она. По ее словам, родители несут очередные убытки. Экономически государство проигрывает. Оно теряет налоги сейчас из-за родителей, вынужденных бросить работу. Оно потеряет налоги в будущем. Эти налоги могли бы пойти на образование и социальные службы.
Реформа фактически перекладывает ответственность на родителей. Либо они платят огромные деньги, либо отказываются от лечения. Это непосильная ноша. Я хочу дать своим детям лучшее. Но с новой реформой это становится невозможным.
Новый вид лечения после реформы не будет возмещаться. Даже если родитель уже получает компенсацию за другой вид терапии. Это значит, что новорожденные с диагнозом теперь стоят меньше. Или у них есть богатый отец, который может оплатить безлимитное лечение. Стоимость одной процедуры составляет около 400 шекелей. Ребенка не всегда диагностируют в младенчестве. Время в таких случаях критически важно.
Мои дети, 7 и 11 лет, получают несколько процедур в неделю. Они также посещают логопеда для групповых занятий. Им нужны дополнительные занятия для интеграции в общество. Очереди в центрах развития детей огромны. Иногда ожидание длится больше года. При этом стоимость жизни постоянно растет. Не каждая семья может позволить себе оплачивать лечение на тысячу шекелей в неделю на ребенка. Многие семьи имеют более одного ребенка с особенностями развития. Это делает реформу доступной только для богатых.
Мне повезло, мой муж работает в хайтек-компании. Большая часть его зарплаты уходит на лечение детей. Я не работаю, так как постоянно должна быть начеку из-за детей. Меня вызывают в школу в среднем раз в неделю. Помощник воспитателя часто меняется. Система не всегда справляется. Эта реформа отдаляет нас от общества равных возможностей.
Это уже второй подобный случай. Пять лет назад министерство здравоохранения выделило 80 миллионов шекелей и прекратило возмещение расходов. Очереди не сократились. Минздраву пришлось вернуть порядок возмещения частных процедур. Однако время ожидания начала получения компенсации увеличилось до пяти месяцев.
Можно сделать вывод, что сокращение времени ожидания произошло благодаря деньгам родителей. Они могли позволить себе оплачивать диагностику и лечение из своего кармана. Это большой риск, так как не хватает специалистов. Бремя снова ложится на родителей, готовых платить любую цену за адекватное лечение своих детей.