Вчера комитет министров по законодательству одобрил несколько новых законопроектов, включая «Закон о мезузах» депутата Кнессета Галит Дистель-Атбирьян (Ликуд), официально называемый «Закон о реализации еврейской идентичности». Об этом сообщает Ynet.
Если закон будет одобрен в трех чтениях в Кнессете, он обяжет устанавливать мезузы в общественных пространствах и вводить «религиозные тесты» для судей. Министры также одобрили закон, который отменит «команду диктаторов» и усилит контроль министров над назначениями в государственные компании, а также закон, который предоставит министру национальной безопасности Итамару Бен-Гвиру право объявлять преступные организации террористическими.
Законопроект «Реализация еврейской идентичности» депутата Дистель-Атбирьян, которая недавно заявила, что «еврейское государство забыло, что такое духовность», позволяет молиться и надевать тфилин в любом общественном месте и в любом учреждении, получающем финансирование от государства, и запрещает должностным лицам препятствовать молитве. В законопроекте указано, что если в общественном месте требуется разрешение на молитву, его обязаны предоставить. «Еврейская молитва не считается политической деятельностью», — говорится в документе, без какого-либо упоминания других видов молитв. Также указано, что «в святых местах для евреев действуют правила по сохранению святых мест», то есть не будет разрешена молитва реформистским евреям, желающим молиться в святых местах по-своему.
Дистель предложила, чтобы в случае спора о местных обычаях можно было обращаться только в Верховный раввинат, а не в суды, как это принято сейчас. Однако будет возможность подать апелляцию в мировой суд в особом составе и только после получения решения от раввината. Кроме того, законопроект устанавливает обязательную установку мезузы в любом учреждении, получающем финансирование от государства, и запрещает использовать государственные полномочия для действий против иудаизма или его учреждений. Дистель предложила, чтобы судья, не прошедший «тесты на компетентность», не мог рассматривать дела, связанные с законом, но министр юстиции Левин решил продвигать закон, исключив положения, ограничивающие судебное усмотрение в процессе применения закона.
Законопроект также устанавливает, что полицейским и муниципальным инспекторам запрещается препятствовать молитве или киоскам с религиозным содержанием, даже если они не получили бюрократического разрешения на свою деятельность. Те, кто будет препятствовать праву молиться или надевать тфилин, могут быть обвинены в уголовном преступлении. Еще один спорный пункт устанавливает, что министр юстиции разработает тест и правила для проверки пригодности судей и кандидатов на судейские должности для применения еврейского права. Судьи в мировых, окружных и верховных судах должны будут пройти религиозный тест, и если они его не пройдут, они не смогут заниматься делами в суде и не будут кандидатами на повышение. До установления полных правил для подготовки судей дела будут рассматриваться в раввинском суде.
Одобрение в комитете министров по законодательству было получено несмотря на возражения юридического советника правительства, который объяснил, что закон вызывает «существенные трудности на нескольких уровнях». По мнению юридического советника, предложение вызывает опасения по поводу существенного ущемления свободы вероисповедания и совести, а также статус-кво: «Сомнительно, что закон сможет достичь своей заявленной цели», — отметили в юридическом совете, объяснив, что некоторые из предложенных регулировок противоречат «основным принципам демократической системы».
В юридическом совете также написали, что законопроект стремится внести изменения, затрагивающие независимость судебной власти, «включая условие предоставления судебных полномочий действующим судьям, а также установление нового порогового условия для судей, не связанного с их профессиональной компетентностью». Было также объяснено, что предложение предоставляет беспрецедентные уголовные полномочия министру юстиции, включая полномочия над обвинением в Израиле. Юридический совет предупредил, что предложение может также ущемлять свободу вероисповедания и совести как евреев, так и представителей других религий.
Законопроект вызвал широкую критику за религиозное принуждение, и на этом фоне Дистель-Атбирьян написала вчера вечером в твиттере: «Речь идет о еврейском, демократическом и либеральном законе. Те, кто говорит вам иначе, — либо лжецы, либо небрежны, либо невежды». В объяснительной записке к своему предложению она написала: «Государство Израиль, начало нашего освобождения, было создано, среди прочего, из чувства обязанности народа сохранить наследие, за которое так многие из нас отдали свои жизни. Израиль существует благодаря решимости сохранить еврейскую уникальность вопреки трудностям и жестокости, с целью объединить силы и предотвратить подавление еврейской идентичности власть имущими — кем бы они ни были. У государства Израиль нет права на существование, если оно не позволяет евреям выполнять свои обязанности перед Создателем и жить согласно своей вере открыто и без страха. Как учит нас прошлое, отклонение от морального долга евреев перед своим Создателем подрывает самые основы еврейского государства».