События октября 2023 года, когда ракеты ХАМАС обрушились на Израиль, продемонстрировали уникальный подход страны к оборонным инновациям. Об этом сообщает The Jerusalem Post.
Инженеры, резервисты и предприниматели не стали ждать формальных контрактов. Буквально в считанные дни формировались импровизированные команды разработчиков программного обеспечения и специалистов по оборонным технологиям. Они оперативно адаптировали коммерческие дроны и алгоритмы датчиков для использования на поле боя, передавая их друзьям для испытаний.
Такой подход – «создавай быстро, внедряй еще быстрее» – стал визитной карточкой израильской инновационной культуры. Инженеры работают в условиях крайнего давления и ограниченных ресурсов. Это контрастирует с более структурированным и иерархическим подходом Соединенных Штатов. Американская система, хотя и способна создавать надежные системы, зачастую подавляет гибкость и скорость реагирования.
Представьте себе гражданского инженера, который загружает новые устройства в свой автомобиль и лично доставляет их командиру подразделения на передовой. Или офицера, находящегося на вражеской территории, который обновляет прошивку дрона своего коллеги прямо на телефоне, чтобы адаптироваться к меняющейся обстановке. В Вашингтоне, в кругах оборонной индустрии, подобные сценарии кажутся немыслимыми.
Различия в законодательстве, контексте и культуре неизбежны. Однако возникает вопрос: чему Вашингтон может научиться у Израиля в плане скорости, и какие уроки в области структуры и устойчивости израильская сторона может извлечь из американского опыта?
После двух лет конфликта израильский сектор оборонных технологий, прошедший суровое испытание и доработку в условиях боевых действий, демонстрирует беспрецедентную силу и актуальность.
Парадокс американских инноваций
За океаном, по словам Ника Адамса, бывшего офицера армии США и сотрудника Сената, система оборонных закупок является пережитком холодной войны. Он описывает ее как «структуру, призванную вознаграждать за соблюдение правил, а не за скорость». Десятилетиями накапливавшиеся регуляторные нормы в рамках Оборонных федеральных правил закупок (DFARS), в сочетании с консолидацией подрядчиков в 1990-х годах, привели к доминированию на рынке нескольких крупных игроков.
Эта модель была эффективна, когда Америка не сталкивалась с равными противниками. «Но когда Китай начал вкладывать огромные средства в критически важные технологии, – отмечает Адамс, – наша роскошь времени испарилась».
Программы, такие как Агентство оборонных инноваций (DIU) и AFWERX, были разработаны с целью привнести гибкость Кремниевой долины в Пентагон. Эти инициативы направлены на ускорение внедрения новых технологий, но им предстоит преодолеть инерцию крупномасштабной оборонной бюрократии.