В Южной Африке начато расследование по делу о возможной связи семьи экс-президента Джейкоба Зумы с российской частной военной компанией «Вагнер» в контексте вербовки граждан для участия в боевых действиях на Украине. Полиция изучает причастность Дудузиле Зумы-Самбудлы, дочери бывшего президента, а также двух других лиц – Блессинга Хозы и Сифокази Юмы.
Расследование было инициировано после того, как одна из дочерей Джейкоба Зумы подала заявление в полицию против своей сводной сестры. По ее утверждениям, Дудузиле Зума-Самбудла занималась вербовкой бойцов для России, и среди завербованных оказались восемь членов их семьи.
Сама Дудузиле Зума-Самбудла уже покинула пост члена парламента от партии «Умконто ве сизве» (MK), которую представляет семья Зумы, однако она отрицает свою вину. Партия MK также опровергла какую-либо причастность к этим событиям.
В отдельном деле арестованы пять подозреваемых, которых обвиняют в вербовке южноафриканцев для участия в боевых действиях на стороне России. Судебный процесс по этому делу начнется 10 февраля в магистратском суде Кемптон-Парка в провинции Гаутенг.
Отец одного из завербованных, 19-летнего Мозеса Селло, рассказал, что его сын и еще около 22 мужчин покинули Южную Африку 8 июля, полагая, что их отправляют в Москву на «передовую военную подготовку». Однако, по сообщениям, вместо этого они были направлены на войну в Украине.
Копо Летсаци Селло не общался с сыном с конца августа и не знает, жив ли он. Последний раз он видел сына 30 июня. Селло сообщил, что его сын и его двоюродный брат были единственными завербованными из Ботсваны в группе из примерно 18 мужчин, в основном из Южной Африки, которые отправились в Россию под предлогом обучения безопасности.
Им обещали «обучение личностному развитию», включая «тренировки по VIP-защите и военной разведке». Селло был настроен скептически, но его сын согласился. Мозес выехал в Южную Африку 30 июня, а в Россию отправился около 8 июля с обратным билетом на 28 июля. Но они так и не вернулись.
Через месяц Селло удалось поговорить с сыном. 28 августа Мозес позвонил отцу и сообщил, что их заставляют отправиться в опасную зону боевых действий. Во время этого разговора Мозес упомянул, что Дудузиле Зума-Самбудла оказывала на них давление, чтобы они вступили в бой. Им обещали, что это продлится всего 12-15 дней, после чего они смогут уйти.
Спустя почти пять месяцев Селло заявил: «Мы здесь беспомощны». Когда он пытался связаться с вербовщиками, его направили к Хозе, который, по словам Селло, «отвечал за связь с ребятами». Хоза обещал позвонить Селло по возвращении в Южную Африку в середине сентября, но так и не сделал этого, игнорируя все последующие попытки связаться.
Селло утверждает, что Зума-Самбудла заверяла его в благополучном возвращении парней домой. Однако их судьба остается неизвестной. «Кто-то говорит, что они мертвы. Другие говорят, что живы», – с болью отмечает отец. «Это ужасно. Я зол и мне больно. Я просто хочу своего сына».
Полиция Южной Африки продолжает расследование этих случаев, однако шансы на возвращение завербованных мужчин домой до Рождества оцениваются как минимальные. Ранее сообщалось, что дочь Зумы покинула парламент ЮАР на фоне обвинений в вербовке для войны на Украине.
По материалам: france24.com