Национальный суд по трудовым спорам в Израиле вынес прецедентное решение, обязывающее государство проводить консультации с представительными профсоюзами перед публикацией новых тендеров на аутсорсинг услуг, если это влияет на условия труда и права действующих сотрудников. Об этом сообщает zoha.org.il.
Это решение, вынесенное в четверг, имеет далеко идущие последствия для сферы аутсорсинга и защиты прав работников.
В рамках этого решения суд отменил тендер, объявленный Министерством социального обеспечения на эксплуатацию центров экстренной помощи «Корет Гаг» для молодежи из групп риска. Суд постановил, что государство должно провести переговоры с профсоюзом «Коах ле-овдим» (Сила работникам), представляющим сотрудников ассоциации «Отот», которая управляет семью из восьми действующих центров «Корет Гаг». Переговоры должны касаться влияния тендера на условия труда работников.
Хотя суд признал легитимность аутсорсинга как такового и отверг идею о том, что государство является «совместным работодателем» для этих сотрудников, он подчеркнул, что это не освобождает государство от обязанности вести диалог с профсоюзом. Суд отметил, что государство ранее участвовало в определении условий труда для сотрудников «Отот» и даже в подписании двух коллективных договоров, применимых к ним. Таким образом, влияние государства на условия занятости оказалось более значительным, чем просто технические условия тендера.
Решение суда об отмене тендера на центры «Корет Гаг» сопровождалось требованием к государству провести коллективные переговоры с «Коах ле-овдим» по условиям тендера до его повторной публикации. Это решение, вынесенное расширенным составом суда под председательством исполняющего обязанности президента Илана Итаха и при участии судьи Леи Гликсман, уточняет обязанность государства вести диалог с профсоюзами, когда его решения затрагивают права работников, занятых по аутсорсингу.
Судьи подчеркнули, что консультации необходимы по всем условиям тендера, имеющим влияние на права работников, и должны проводиться до публикации нового тендера, в разумные сроки. Обязательство вести переговоры не означает, что стороны должны достичь согласия, но требует подлинного диалога. Суд отклонил аргумент государства о том, что такое обязательство может нарушить принципы конкурсного права, и постановил, что переговоры можно проводить, не ущемляя равенство между участниками тендера.
Однако суд не определил, будет ли применяться статья закона о коллективных договорах, предусматривающая их сохранение при смене оператора услуг на аутсорсинге, к случаю замены операторов. Поэтому остается неясным, будут ли существующие коллективные договоры для сотрудников «Отот» распространяться на нового оператора. Судья Гликсман отметила, что не может вынести решение, которое обязывало бы будущих операторов, выбранных в результате тендера, без предоставления им возможности представить свои аргументы в ходе разбирательства.