Иран протесты
Массовые Иран протесты закончились кровавой бойней. Тысячи, возможно, десятки тысяч иранцев погибли. Президент США Дональд Трамп не должен был поощрять протесты или обещать помощь. Бойцы за свободу считают это предательством. Неизвестно, куда теперь обратят свой гнев молодые иранцы, выступающие против режима.
Возможно, в отчаянии от провала протестов и отсутствия американской поддержки, они будут искать пути покинуть Иран. Некоторые могут обратиться к наркотикам или другим формам саморазрушения. Или же грядет новая волна протестов. Она может начаться через 40 дней после «большой бойни», или через год-два.
Крупнейшие протесты, угрожавшие режиму, проходили в Иране в 2009 году (из-за фальсификации президентских выборов), в 2019 (из-за утроения цен на бензин) и в 2022 году (из-за убийства курдской девушки Махсы Амини).
Во всех случаях, даже при других причинах, за протестами стояли экономические проблемы. На этот раз экономика стала главной движущей силой восстания. С 2022 года протестующие требуют не реформ, а падения режима.
Следующая волна протестов, если она произойдет, станет неожиданностью для американцев, для нас, для режима и для самих протестующих. Подавление протестов лишь временно решает проблему внутренней безопасности для режима аятолл. Оно не устраняет причин, побудивших около миллиона демонстрантов выйти на улицы: инфляция около 50% в год, системная коррупция и острый дефицит инфраструктуры.
Президент Масуд Пезешкиан, в отличие от своего крайнего предшественника Ибрагима Раиси, разбирается в экономике. Его предвыборное обещание — экономическое возрождение, конец коррупции и решение инфраструктурных проблем.
Шансы на успех с самого начала были невелики. Для этого требовалось бы отменить контроль духовенства и Корпуса стражей исламской революции над национальной экономикой. Также необходимо было бы снять американское и европейское эмбарго. Нефтяные и газовые месторождения требуют дорогостоящего восстановления. Большие районы Тегерана проседают, образуя опасные провалы. В водохранилищах двух крупнейших городов осталось менее 10% воды. Сельскохозяйственные районы высохли, фермеры устремляются в иссякающие города.
Без снятия эмбарго и отлучения духовенства от «кровеносных сосудов» страны не будет денег на восстановление водной системы и промышленности. Не удастся остановить падение национальной валюты, ведущее к обнищанию среднего класса. Режим снова окажется в «идеальном шторме».
С 13 января спецслужбы начали арестовывать крупных торговцев, поддерживавших протесты, и конфисковывать их имущество. Это объявление войны тем, кто до сих пор поддерживал режим. Это лишь усилит фрустрацию и страх. Правительству придется больше, чем когда-либо, полагаться на силу.
До начала протестов нидерландский исследовательский институт установил, что около 80% иранского народа выступают против режима. Сейчас этот процент еще выше. Автор — профессор Амцай Барам, специалист по Ближнему Востоку из Университета Хайфы. Подавление протестов не решает глубинных проблем Ирана.