В ранние часы 10 сентября, когда стаи российских дронов вошли в воздушное пространство Беларуси, направляясь на запад к польской границе, белорусский военный офицер поднял трубку специальной телефонной линии и позвонил своему польскому коллеге с предупреждением. Об этом сообщает rferl.org.
Это было не в первый раз. И Польша не единственная соседняя страна, получившая такой звонок от белорусов. В Литве, граничащей с Беларусью на северо-западе, военные чиновники также были предупреждены. Россия усиливает свою дронную войну против Украины, все чаще заполняя небо Беларуси этими устройствами. Это ставит Минск в сложное положение: нужно решать, сбивать ли дроны, глушить их сигналы, предупреждать соседей или делать все сразу. При этом нельзя раздражать Москву, военные и безопасностные структуры которой тесно переплетены с белорусскими.
С июля 2024 года в воздушное пространство Беларуси вошло не менее 700 российских дронов, согласно оценке РСЕ/РС на основе официальных заявлений, открытых источников и данных мониторинговой группы ‘Белорусский Гаюн’, закрытой властями в феврале 2025 года. Сколько дронов было сбито или перехвачено белорусской армией, неизвестно. Официально подтверждены лишь несколько инцидентов. Однако десятки неподтвержденных сообщений, в основном посты в социальных сетях, говорят о том, что обломки дронов падали на белорусскую землю. Это включает инцидент ранним утром 29 августа 2024 года, когда белорусский истребитель перехватил и сбил камикадзе-дрон в южном Гомельском регионе – первый известный случай целенаправленного перехвата Минском российского дрона. В большинстве известных случаев белорусские официальные лица ничего не говорили и ничего не делали.
Вторжение дронов добавляет потенциально взрывоопасный элемент в иногда напряженные отношения между Беларусью и Россией, которая использует своего западного соседа как плацдарм для войны с Украиной и размещения оружия, угрожающего НАТО. ‘Эти дроны регулярно сбиваются с курса, летят в Беларусь неконтролируемо, и это приоритет Лукашенко, а не России, чтобы дроны не падали на головы и крыши белорусов’, – сказал белорусский политический аналитик Артем Шрайбман, имея в виду давнего правителя Александра Лукашенко. ‘Лукашенко имеет полное право быть раздражен тем, что это происходит так часто в его воздушном пространстве’, – добавил Шрайбман, связанный с Фондом Карнеги за международный мир. Официальные лица польского и литовского министерств обороны не ответили на запросы РСЕ/РС о комментариях. Заместитель министра обороны Литвы подтвердил журналистам, что белорусские официальные лица уведомили своих литовских коллег о приближающихся дронах 10 сентября. ‘Связь с Беларусью поддерживается, но мы полностью понимаем, что Беларусь не является ни нашим партнером, ни союзником’, – сказал Каролис Алекса 17 сентября. ‘Есть горячая линия, и когда это необходимо, этот канал используется’.
Находясь у власти и практически не имея соперников более трех десятилетий, Лукашенко балансировал между открытием своей страны для Запада и уступками давлению со стороны Москвы для более тесной интеграции. После кратковременного потепления во время первого срока президента США Дональда Трампа – визит Майка Помпео в Минск в феврале 2020 года стал первым визитом госсекретаря за 26 лет – Лукашенко снова склонился к России после выборов в августе 2020 года, которые были широко признаны сфальсифицированными. Месяцы беспрецедентных уличных протестов оппозиции привели к масштабным репрессиям, в результате которых были задержаны тысячи человек, и Лукашенко вернулся к статусу изгоя. Полномасштабное вторжение России в Украину в феврале 2022 года потрясло правительство Лукашенко, но он сопротивлялся давлению России с целью отправки белорусских войск в Украину, пытаясь сохранить нейтралитет.