Премьер-министр Биньямин Нетаньяху сегодня, в четверг, в 17:00 проведет совещание по вопросу субсидирования ипотечных кредитов, стоимость которых возросла из-за повышения процентных ставок. Об этом сообщает calcalist.co.il.
Эту инициативу уже несколько месяцев активно продвигает глава Национального экономического совета Ави Шимхон. Однако Банк Израиля, который вместе с Министерством финансов решительно выступает против данного предложения, не был приглашен на обсуждение. Такое развитие событий может быть расценено как очередная попытка ослабления позиций регулятора со стороны правительства.
До настоящего момента состоялись как минимум две встречи между Ави Шимхоном и представителями Министерства финансов. В министерстве была сформирована четкая профессиональная позиция, резко осуждающая предложенный механизм. На этой неделе ситуация перешла в официальное русло. В письме, направленном несколько дней назад Шимхону, три высокопоставленных представителя Министерства финансов — заместитель уполномоченного по бюджету Матан Ягель, старший заместитель генерального казначея Эйтан Плевни и старшая заместитель главного экономиста Моран Моше Хенцис — заявили: «По нашей профессиональной оценке, ваше предложение о вмешательстве в рынок ипотечного кредитования может быть проблематичным по целому ряду направлений».
Предложение Шимхона заключается в следующем: рассчитать для заемщиков ипотечных кредитов, насколько увеличился их ежемесячный платеж в связи с повышением процентной ставки по переменной части ипотеки, и возместить часть этого удорожания, причем ретроактивно, вплоть до десятилетнего срока назад. Идея, лежащая в основе предложения, — оказать помощь покупателям жилья, большинство из которых взяли ипотеку при низких процентных ставках, а с 2022 года их ежемесячные платежи резко возросли, во многих случаях на тысячи шекелей в месяц.
В письме высокопоставленных чиновников Минфина отмечается, что предложение представляет собой «шаг, противоречащий монетарной политике Банка Израиля», целью которой является поддержание ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике. Процентная ставка, устанавливаемая Банком Израиля, «естественно, влияет на ставки во всей экономике, включая процентные ставки, которые коммерческие банки взимают с заемщиков по жилищным кредитам», напоминают в министерстве, добавляя, что «значительная часть сдерживающего влияния повышения процентных ставок на уровень инфляции достигается за счет сокращения частного потребления путем удорожания денег, в том числе для ипотеки». По их словам, предложение о субсидировании ипотеки «реализует противоположную политику и фактически снижает эффективность монетарной политики», что может потребовать «дополнительного повышения процентных ставок в экономике или продления периода, в течение которого процентные ставки будут оставаться высокими».
Исходя из этого, представители Минфина переходят к вопросу независимости центрального банка. «Независимость Банка Израиля является сильной стороной израильской экономики», — пишут в министерстве. «Беспрецедентные правительственные действия, противоречащие политике центрального банка, могут быть восприняты как ослабление институтов и подрыв эффективности монетарной политики в Израиле, а следовательно, и доверия инвесторов».
На этом фоне тот факт, что Банк Израиля вообще не был приглашен на совещание к Нетаньяху — несмотря на то, что он является главным противником данной меры и обладает значительным авторитетом — воспринимается в системе не как техническая ошибка, а как сознательный шаг, направленный на ослабление веса главы Банка Израиля в ходе обсуждения.
Часть критики в адрес предложения Шимхона заключается в том, что оно фокусируется на помощи очень узкому сегменту заемщиков: субсидирование будет предоставляться только за влияние процентной ставки, а не инфляции, хотя те, кто взял ипотеку, привязанную к индексу, и видели резкий рост остатка основного долга вместе с индексом, пострадали значительно сильнее. Кроме того, те, кто брал дорогие кредиты для открытия или ведения бизнеса — малые предприятия, сильно пострадавшие от повышения процентных ставок — не смогут воспользоваться этой мерой. Таким образом, можно утверждать, что создается произвольная граница между различными группами пострадавших, хотя все они пострадали от одного и того же изменения процентных ставок.
«Это шаг, который подвергает государство серьезным обвинениям как в сфере равенства, так и в сфере доверия и произвольности», — говорится в письме. «Это проявляется как в выборе заемщиков ипотеки в качестве целевой группы, несмотря на существование множества других групп, чей располагаемый доход пострадал от повышения процентных ставок, так и в фокусировке именно на заемщике, выбравшем кредит с переменной ставкой».
Минфин также отмечает, что льгота, как ожидается, принесет пользу в основном относительно более обеспеченным домохозяйствам, которые изначально могли позволить себе первоначальный взнос в сотни тысяч шекелей для покупки жилья. «Это справедливо даже при ограничении льготы теми, кто купил квартиру по цене выше средней», — говорится в письме. С другой стороны, «домохозяйства, не владеющие недвижимостью, составляющие около 30% домохозяйств в Израиле, не ожидают получить эту льготу», как и владельцы бизнеса и другие группы, пострадавшие от повышения процентных ставок, но не входящие в предложенный план. Прежде всего, подчеркивают в Минфине, «ваше предложение не включает проверку каких-либо проверок доходов и/или занятости».
В письме представители Минфина напоминают, что домохозяйства, купившие жилье в последние годы, «и так получили прирост стоимости активов на десятки процентов, еще до периода повышения процентных ставок», так что «по крайней мере, в некоторых случаях, увеличение ежемесячного платежа из-за повышения процентных ставок ниже роста стоимости актива».
Для иллюстрации приводятся два примера, представленных самим Национальным экономическим советом: одна семья, купившая квартиру в 2019 году за 1,5 миллиона шекелей, которая до сентября 2025 года выплатит дополнительно около 26,5 тысячи шекелей по ипотеке; и вторая семья, купившая квартиру в 2018 году за 2,2 миллиона шекелей, которая выплатила около 40 тысяч шекелей сверх обычного платежа.