В своей еженедельной колонке для газеты «Исраэль ха-йом» известный журналист Амит Сегаль выдвинул неординарное предложение по урегулированию вопроса о помиловании премьер-министра Биньямина Нетаниягу. Об этом сообщает emess.co.il.
По мнению Сегаля, его инициатива может сбалансировать юридические, общественные и национальные интересы, не углубляя раскол в обществе.
Сегаль начинает с цитаты президента Ицхака Герцога, который на этой неделе заявил изданию «Политико»: «Бог привел меня на этот пост именно в это время». Журналист отмечает, что для Герцога дилемма, связанная с помилованием, почти неразрешима. С одной стороны, существует лагерь, считающий, что историческая миссия президента заключается в том, чтобы «избавить Израиль от суда, которого никогда не должно было быть», суда, который, по их мнению, углубил разногласия и превратил политику в «религиозную войну». С другой стороны, есть лагерь, который рассматривает помилование как серьезное посягательство на основополагающий принцип «все равны перед законом» и на ответственность президента перед будущими поколениями.
По словам Сегаля, ввиду сложившегося тупика «нужен нестандартный подход». Он описывает резиденцию президента как своего рода «лабораторию идей» или, используя терминологию хай-тека, «хакатон», где предлагаются различные инициативы для разрешения кризиса. В этом контексте он предлагает свою идею «добровольно», но прежде просит определить проблему. В юридическом мире, напоминает он, это называется «охраняемая ценность».
По мнению Сегаля, сам Нетаниягу в своем прошении о помиловании указал на две ключевые ценности: раскол в обществе, который углубил суд, и тот факт, что время действующего премьер-министра «отнимается» для ведения судебного процесса, причем именно в период беспрецедентных военно-политических вызовов. С другой стороны, отмечает Сегаль, даже среди противников Нетаниягу существует твердая позиция, согласно которой полное помилование не закроет раскол, а наоборот, углубит его, поскольку оно будет воспринято как «несправедливая уступка» со стороны резиденции президента.
Здесь Сегаль излагает свое основное предложение, которое, по его словам, позволяет «съесть пирог и оставить его целым, более или менее». Он напоминает, что Нетаниягу предстал перед судом по трем делам: дело 1000 (дело о подарках), которое прокуратура считает наиболее сильным; дело 2000 (переговоры Нетаниягу-Мозеса), от которого прокуратура согласилась полностью отказаться в рамках сделки о признании вины; и дело 4000 (Walla-Bezeq), по которому даже сам суд рекомендовал снять обвинение во взяточничестве. Одним из главных разочарований Герцога, пишет Сегаль, является «горделивый отказ прокуратуры» рассмотреть рекомендацию суда, что привело к затягиванию процесса «до бесконечности, без какой-либо цели».
На этом фоне Сегаль предлагает частичное помилование: помиловать по обвинению во взяточничестве в деле 4000 и по обвинениям в мошенничестве и злоупотреблении доверием в деле 2000. По его словам, таким образом президент будет действовать «и по доброте душевной, и в рамках закона», фактически предоставляя «президентскую печать тому, что уже почти сделано с юридической точки зрения».
Сегаль объясняет, как такой шаг соответствует всем соображениям: Нетаниягу уже закончил давать показания по делу 1000, и как только два других обвинения будут сняты, его продолжающееся свидетельствование станет излишним, и он сможет полностью посвятить себя «национальным делам в полном объеме».