В ходе расследований войны и извлечения уроков для будущих столкновений с Хизбаллой, выявились два ключевых оперативных пробела. Первый связан с подразделением 127 Хизбаллы, ответственным за беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Его деятельность достигла смертоносного пика при атаке на учебную базу бригады Голани, где погибли четыре солдата и более шестидесяти получили ранения. Некоторые дроны проникали глубоко на территорию Израиля, например, при атаке на дом премьер-министра Биньямина Нетаниягу.
Второй пробел касается возможностей противотанковых расчетов Хизбаллы. Оба этих направления создали серьезный вызов для ЦАХАЛа, потребовав значительных изменений в концепции разведывательного и оперативного реагирования прямо по ходу боевых действий. Даже после вступления в силу режима прекращения огня Хизбалла продолжала запускать дроны, что вынудило ЦАХАЛ отвечать ударами по Бейруту для сдерживания организации.
В рамках расследований и профессиональных дискуссий возникли вопросы: являются ли эти пробелы лишь точечными сбоями, или же речь идет о коренном недостатке в оперативной приоритизации Управления операций военной разведки (АМАН)? Существовала ли здесь «концепция», включавшая недооценку масштабов арсенала Хизбаллы и неверное использование разведывательных ресурсов перед лицом развивающихся угроз?
Тем временем, высокопоставленные офицеры запаса АМАН утверждают, что исправление ситуации требует большего, чем просто новых средств. По их словам, необходимы глубокие культурные изменения в мышлении АМАН, чтобы справиться с угрозами БПЛА и дальнобойных противотанковых ракет в следующей войне.
Официальный военный источник, комментируя профессиональную дискуссию внутри АМАН, а также с ВВС и Северным командованием, пояснил, что вопрос тщательно расследуется: «АМАН и разведывательные структуры родов войск исследуют и формируют разведывательную базу знаний, которая позволит создать более эффективные модели предупреждения, основанные на различных типах разведывательных данных, а также разработать банк целей, что позволит сократить угрозу. Это отличается от прошлого и учитывает уроки расследований 7 октября».
Источник намекнул, что ответственность распределяется между АМАН, Северным командованием и ВВС. «В любом случае, ответ не является герметичным, и необходимо продолжать развивать возможности обнаружения и перехвата вооружений. Около года назад в Северном командовании был создан отдел ближнего действия на малых высотах, отвечающий за наращивание сил для противодействия этой угрозе. Кроме того, в разведке Северного командования были сформированы две группы, занимающиеся исследованием картины противника и целеуказанием для различных подразделений ближнего действия».
По материалам: news.walla.co.il