Международное рейтинговое агентство S&P изменило прогноз по кредитному рейтингу Израиля со «негативного» на «стабильный» на фоне соглашения о прекращении огня с ХАМАС. Об этом сообщает bizportal.co.il.
Однако экономисты предупреждают, что геополитические риски остаются высокими. Рейтинг при этом оставлен на уровне A с краткосрочным рейтингом A-1. Такое решение обусловлено соглашением о прекращении огня, которое, по мнению агентства, может способствовать снижению военной напряженности и уменьшить вероятность полномасштабного конфликта в Газе и регионе. Главный аналитик S&P по Израилю Карен Вертптов и младший аналитик Максим Рибников отметили, что это может облегчить нагрузку на израильскую экономику, рынок труда и государственные финансы. Стабильный прогноз отражает предположение, что масштабы прямого военного конфликта останутся ограниченными, даже если напряженность между ХАМАС и Израилем сохранится, а общая региональная обстановка будет оставаться хрупкой.
Оптимистичные прогнозы роста экономики
Особо выделяется в отчете прогноз роста израильской экономики. S&P ожидает, что валовой внутренний продукт (ВВП) Израиля вырастет на 5% в 2026 году, после умеренного роста на 2,5% в 2025 году. «Снижение военной напряженности облегчит ограничения со стороны предложения и подтолкнет реальный рост ВВП Израиля до 5% в 2026 году», — говорится в документе. Агентство отмечает, что восстановление началось после резкого сокращения ВВП на 4% во втором квартале 2025 года, вызванного конфликтом с Ираном. Ожидается, что рост ВВП Израиля значительно восстановится во второй половине 2025 года и достигнет 5% в следующем году по мере укрепления доверия потребителей и бизнеса, а также снижения призыва резервистов, что ослабит ограничения на рынке труда.
Влияние американских пошлин на израильский экспорт оценивается как умеренное. По данным S&P, поскольку две трети израильского экспорта в США составляют услуги, в основном в сфере информационных технологий и коммуникаций, которые не облагаются импортными пошлинами, прямое влияние на экономику было незначительным.
Государственный долг на пути к 67% ВВП
Несмотря на оптимизм относительно роста, фискальная ситуация остается сложной. S&P прогнозирует, что чистый государственный долг возрастет до 67% ВВП к 2028 году, что выше прогнозов, сделанных до войны, когда ожидалось снижение ниже 55% ВВП. «Высокие фискальные дефициты будут поддерживать чистый государственный долг на высоком уровне в 67% ВВП до 2028 года», — говорится в отчете.
Расходы на оборону, достигшие пика в 8% ВВП в 2024 году, как ожидается, снизятся, но останутся выше докризисных уровней. Правительственная комиссия Нагеля оценила дополнительные оборонные расходы в долгосрочной перспективе примерно в 0,5% ВВП ежегодно. Кроме того, затраты на восстановление пострадавших районов на севере и юге оцениваются в 2,5% ВВП, хотя часть этих расходов может быть покрыта местными и международными неправительственными организациями.
S&P прогнозирует общий государственный дефицит чуть ниже 6% ВВП в 2025 году и 4,8% ВВП в 2026 году. «Эти прогнозы немного лучше наших предыдущих ожиданий из-за сокращения военных расходов, более сильного экономического восстановления и более низких процентных ставок», — объясняют аналитики, но подчеркивают, что «фискальный прогноз Израиля остается более слабым, чем до войны».
Геополитические риски остаются высокими
Несмотря на соглашение о прекращении огня, S&P предупреждает, что геополитические риски для Израиля останутся высокими. «Несмотря на в целом успешные усилия Израиля по нанесению ущерба военным возможностям своих основных противников — Ирана и поддерживаемых им прокси, включая «Хезболлу», — военное участие Израиля в соседних Ливане и Сирии продолжается», — говорится в отчете.
Агентство особо отмечает неопределенность относительно готовности Ирана восстановить свои ядерные возможности. «При определенных сценариях Израиль и Иран могут быть вовлечены в новый виток прямого военного противостояния. Обе страны вели краткое прямое военное противостояние в июне 2025 года, когда Израиль, а затем и США, нанесли удары по иранским ядерным объектам, а Иран ответил ракетными ударами по Израилю», — напоминают аналитики.
В отчете также затрагивается сложная задача достижения устойчивого мирного соглашения. «Различные взгляды Израиля, США, Европейского Союза, Турции и стран Персидского залива на послевоенное урегулирование в Газе усложнят прогресс в направлении устойчивого мирного соглашения», — отмечает S&P. Второй этап соглашения о прекращении огня сосредоточен на мерах безопасности вокруг Газы, включая разоружение ХАМАС и создание временных международных сил стабилизации, в то время как третий этап фокусируется на послевоенном восстановлении и управлении в Газе.
Значительные экономические сильные стороны, несмотря на вызовы
Несмотря на существующие вызовы, S&P подчеркивает структурные сильные стороны израильской экономики.