Страховой агент Эзра Габай, предположительно, оказался центральной фигурой в коррупционной схеме «Рука руку моет», о которой стало известно накануне. Об этом сообщает calcalist.co.il.
По данным полиции, Габай, используя свою страховую деятельность, установил связи с крупнейшим профсоюзом «הסתדרות» и его председателем Арноном Бар-Давидом, организовав механизм оказания услуг и получения взаимных выгод.
История Габая омрачена неоднократными нарушениями закона. Еще в 2016 году его лицензия была аннулирована тогдашним инспектором по страхованию Дорит Слингер. Причиной послужили обвинения в подготовке и ведении фальшивых бухгалтерских книг и записей, сокрытии доходов и пособничестве в сокрытии доходов, установленные в ноябре 2013 года. Годом ранее Габай был осужден за несвоевременную подачу отчетности. В 2016 году ему пришлось выплатить 2,7 миллиона шекелей в рамках арбитражного разбирательства после того, как в 2011 году он выступил личным поручителем компании «איזוטסט», которая впоследствии была ликвидирована. Даже в армии Габай имел проблемы, связанные с фиктивными психиатрическими справками для снижения профиля, за что был приговорен к шести месяцам заключения в военной тюрьме и понижен в звании.
Решение о лишении лицензии на десять лет, до ноября 2023 года, было принято Слингер. Однако фактически запрет действовал семь лет. В 2020 году, спустя четыре года после вынесения решения, Габай подал апелляцию против него, которая была отклонена из-за просрочки. В ноябре 2023 года, по истечении десяти лет с момента осуждения, Габай обратился за возобновлением лицензии, и Управление по регулированию рынка капитала одобрило ему возобновление лицензии страхового агента в двух сферах – общей и пенсионной.
Примечательно, что значительное влияние Габай приобрел именно в последнее десятилетие, в течение которого, как сообщается, он зачастую не имел действующей лицензии. Это ставит под сомнение эффективность надзорных органов, в частности, Управления по регулированию рынка капитала, учитывая, что Габай продолжал возглавлять принадлежащую ему страховую компанию.
Габай наладил тесные связи с влиятельными фигурами в партии «Ликуд» еще в начале 2000-х годов. Благодаря этим политическим контактам, в том числе с такими лидерами, как Мики Зохар и Ярив Левин, он, предположительно, начал выигрывать тендеры на маркетинг страховых услуг для муниципалитетов и государственных организаций. Одновременно он налаживал контакты с профсоюзными комитетами в этих и других организациях, собирая многочисленных клиентов путем предложения коллективного медицинского страхования и пенсионных планов. Большое количество клиентов позволяло ему привлекать страховые компании для сотрудничества, предлагая им очень выгодные тарифы, что, в свою очередь, позволяло ему делать привлекательные предложения конечным организациям.
По данным полиции, накопив достаточное влияние в организациях и профсоюзах, Габай начал, предположительно, назначать представителей «הסתדרות» на ключевые должности в компаниях в качестве бонусов. Если на начальном этапе агентство Габая насчитывало 15 сотрудников, то, по оценкам, сегодня оно насчитывает около 100 человек, с проданными страховыми полисами на сумму более 300 миллионов шекелей в год и доходами в десятки миллионов шекелей, что делает его одной из крупнейших независимых страховых компаний.
«После аннулирования лицензии деятельность агентства перешла к моему сыну Асафу (он также был задержан по делу)», – сообщил источник, близкий к расследованию.