Президент США Дональд Трамп направил официальное письмо президенту Израиля Ицхаку Герцогу с просьбой о помиловании премьер-министра Биньямина Нетаниягу. Об этом сообщает Ynet.
Несмотря на то, что письмо от главы мирового лидера не является решающим фактором, оно, несомненно, усиливает давление на президента Герцога. Ранее Трамп уже выражал свою позицию через публикации в социальных сетях, обращения во время выступлений в Кнессете и интервью.
Для инициирования процесса рассмотрения помилования, Биньямин Нетаниягу, либо через своего адвоката, либо через близкого родственника первой степени родства, должен подать личное ходатайство президенту. Сам премьер-министр воздерживается от такого шага, вероятно, опасаясь, что любое признание вины или выражение раскаяния может усугубить его положение в суде. Нетаниягу, по некоторым данным, хотел бы получить помилование незамедлительно, до вынесения судебного решения. Однако, юридически нет препятствий для того, чтобы, например, Сара Нетаниягу обратилась к президенту с просьбой о помиловании.
Решение президента будет основано на заключении Министерства юстиции и отдела по рассмотрению прошений о помиловании. Поскольку соглашение о признании вины по делу Нетаниягу еще не достигнуто, весьма вероятно, что в Министерстве юстиции выступят против предоставления помилования на столь ранней стадии. В то же время, некоторые эксперты полагают, что прецедент дела «Линии 300» может сыграть в пользу Нетаниягу.
В 1984 году, после того как сотрудники Шабак (Общей службы безопасности) ликвидировали двух террористов, захвативших пассажирский автобус, и они были задержаны живыми, тогдашний президент Хаим Герцог (отец нынешнего президента) предоставил руководителям спецслужбы помилование еще до начала расследования и, тем более, до предъявления обвинений. Ситуация с Нетаниягу отличается, поскольку обвинительное заключение ему уже предъявлено, и судебный процесс находится в стадии разбирательства.
Тем не менее, четырехдесятилетней давности дело «Линии 300» содержит аспект, который может помочь Нетаниягу. Тогдашние руководители Шабак не признали выдвинутые против них обвинения. В своей просьбе о помиловании президенту Герцогу они указали, что «им было предъявлено обвинение» в том, что «они сделали то-то и то-то». По аналогии, Биньямин Нетаниягу, возможно, сможет избежать прямого признания вины, указав, что «ему было предъявлено обвинение» в совершении определенных действий, не выражая раскаяния и не беря на себя ответственность. Однако, насколько этого будет достаточно, остается под вопросом.
В отличие от событий дела «Линии 300», до настоящего времени Биньямин Нетаниягу не обращался к президенту с какой-либо просьбой. Закон не обязывает обвиняемого признавать свою вину или извиняться за предъявленные ему обвинения, но он обязан, по крайней мере, просить о помиловании. Если Нетаниягу или его близкий родственник первой степени родства обратится к президенту с такой просьбой, Ицхак Герцог, как уже упоминалось, передаст ее в отдел по рассмотрению прошений о помиловании Министерства юстиции. Там будет учтена позиция государства, представленная генеральным прокурором.
После этого потребуется подпись министра юстиции. Нынешний министр, Ярив Левин, в таком случае должен будет передать свои полномочия другому министру, поскольку он сам является свидетелем обвинения по делу Нетаниягу.