Кнессет, который должен быть самостоятельным законодательным органом, превратился в инструмент в руках премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Спикер парламента Амир Охана действует исключительно по указке Нетаньяху, превращая законодательную власть в объект искусства.
Нетаньяху назначает председателей временных комиссий исходя из своих политических потребностей, предпочитая тех, чьи навыки вызывают сомнения. Только так он может обеспечить абсолютную дисциплину и свое выживание, напоминая ситуацию в Северной Корее. В таких условиях, проще было бы назначить «читающую комиссию» — это дешевле и эффективнее.
Одной из ключевых комиссий, привлекших внимание на этой неделе, стала Финансовая комиссия. Ее возглавил депутат Ханох Милвицкий, сменивший на этом посту Авраама Шапиру и Моше Гафни. Назначение произошло, несмотря на негативные публикации о его личной жизни. Оказывается, сомнительная репутация депутатов — это преимущество для Нетаньяху, обвиняемого в коррупции. Ведь что значат какие-то публикации на фоне обвинений в подкупе, мошенничестве и злоупотреблении доверием?
Есть ли шанс, что председатель комиссии проявит принципиальность и откажется от автоматического одобрения перевода 1,1 миллиарда шекелей на религиозные и образовательные учреждения без изучения основ, или сотен миллионов шекелей Министерству национального страхования, вопреки юридическим заключениям? Во время бюджетного грабежа, перед концом года, юридические советники комиссий становятся помехой и козлами отпущения. Разграбление государственной казны происходит, несмотря на протесты оппозиции, в частности депутатов Владимира Беляка и Орит Фаркаш-Коэн.
На заседании на этой неделе Фаркаш-Коэн заявила, что запрос министра Май Голан о переводе 220 миллионов шекелей полиции за счет арабского сектора противоречит юридическому заключению. Ее исключили из заседания после того, как оскорбленный председатель посчитал ее аргументы «низкопробными». Вскоре после этого была отчитана и Шломит Эрлих, юридический советник комиссии, покинувшая зал заседаний, за ней последовала и оппозиция.
На повторном заседании в середине недели было окончательно утверждено сокращение 269,2 миллиона шекелей из бюджета арабского сектора и их перевод в полицию и ШАБАК. Фаркаш-Коэн подытожила: «Председатель комиссии проигнорировал своего юрисконсульта, и каждый день ставит новый антирекорд. В этой коалиции высказывать профессиональное мнение — запрещено». Милвицкий оказался в сложной ситуации. Когда он пытается проявить самостоятельность и блокирует автоматическое одобрение запросов министра финансов, он получает от Нетаньяху и «выпрямляется» после того, как его ставят на место. Но когда ему удается проявить силу, жертвами становятся члены оппозиции и юридические консультанты.
Финансовая комиссия — это копия других комиссий Кнессета. Когда Нетаньяху настоял на принятии закона об уклонении от службы, он «уволил» председателя Комитета по иностранным делам и обороне Юли Эдельштейна и назначил на его место депутата Боаза Бисмута. Бисмут, действующий как послушная марионетка, внезапно «прозрел». Он «полюбил» мир Торы и ради этого «освятил» уклонение от службы. Кроме того, он ограничил возможность юридических консультантов задавать вопросы. Скоро он «вернется к раскаянию».
Новый рекорд в истории Кнессета был установлен на прошлой неделе. Спустя полтора месяца после того, как в Комитете по образованию, культуре и спорту не было председателя, Бецалель Смотрич назначил на эту должность «великого педагога» депутата Цви Сукота. Раньше, и это было совсем недавно, на руководящие должности в Кнессете назначали людей с определенным опытом в соответствующей сфере. Представители ультраортодоксов, например, на протяжении десятилетий занимали Финансовую комиссию, близкую их сердцу. Представители эфиопской общины обычно ассоциировались с социальной помощью и проблемами.
Однако связь Сукота с Рождеством крепче, чем его отношение к вопросам образования. Бывший «поселенец» не был призван в ЦАХАЛ, но в качестве «образовательного акта» бросился во всю силу на поле Тиман. Этот человек считается наиболее подходящим из 120 депутатов для продвижения «перевоспитания» учителей Израиля, которые потеряли расположение министра образования или руководства «поселенцев».
Сегодня в Кнессете действуют не менее 30 различных комиссий. В двух из самых важных, напрямую касающихся широкой общественности, до сих пор не назначен председатель. Речь идет о Комитете по сокращению разрыва в периферии и Комитете по обращениям граждан. Согласно протоколам Кнессета, последние заседания этих важных комиссий состоялись около полугода назад, что свидетельствует о глубине пренебрежения к общественности. Откуда ждать спасения? Вспомнились слова песни «Караван в пустыне», более известной под названием «Справа и слева — только песок». Спасение точно не придет ни справа, ни слева. Ответственны за предупреждение об уничтожении законодательного органа — юридические советники Кнессета, чьи руки перегружены работой, и они оказались на передовой.
По материалам: maariv.co.il