Бывший председатель Верховного суда Израиля, профессор Аарон Барак, в недавнем интервью подкасту «All In» с Надавом Пери, прокомментировал ряд актуальных вопросов, касающихся судебного процесса над премьер-министром Биньямином Нетаньяху и создания государственной следственной комиссии. Стоит напомнить, что Барак ранее пытался выступить посредником в переговорах о сделке с Нетаньяху, которые, однако, не увенчались успехом.
Касаясь судебного процесса над Нетаньяху, Барак отметил, что ему неизвестна полная картина доказательств, но процесс кажется ему затянутым. По его мнению, это может быть связано как с переносами заседаний, так и с «реальной проблемой в том, как велось дело».
«Я был сторонником сделки и не отказываюсь от своих слов. Я знал, что процесс может привести к расколу в обществе. Не думаю, что уже слишком поздно, но мы можем приблизиться к моменту, когда этап доказательств будет завершен», — заявил Барак.
Он также выразил удивление по поводу рекомендации судей прокуратуре пересмотреть пункт о взятках, отметив, что подобное происходит нечасто. «Но, тем не менее, поскольку суд рекомендовал это, обвинение должно было принять это во внимание. Впрочем, возможно, дальнейшее развитие дела после этого заявления укрепило обвинение, а не ослабило его», — добавил он.
Говоря об израильской демократии, Барак подчеркнул, что «единственный, кто может защитить демократию, — это народ». Он видит решение в следующих выборах: «Там мы узнаем, если народ проголосует за [председателя Кнессета Ярива] Левина и так далее, то мы узнаем, что этого хочет народ, и каждый проведет самоанализ. Мы не сможем сказать «мы не знали»… Я надеюсь, что не будет ситуации на выборах, когда скажут «мы против реформы», а затем продолжат ее. Будут люди, которые скажут, если мы выиграем выборы, каждый из нас проведет самоанализ – некоторые скажут «я уезжаю из страны», а такие люди, как я, скажут «я останусь в стране»».
Относительно государственной следственной комиссии, Барак заявил, что «очень нелогично, что ее еще нет. Она должна быть». По его словам, от отсутствия комиссии страдает государство Израиль, поскольку оно не может доказать Международному уголовному суду в Гааге (ICC), что предпринимает все возможное для соблюдения международного гуманитарного права. «Если бы существовала государственная следственная комиссия, они бы остановились. Комиссия, я надеюсь, займется также вопросом о том, как велась война, и вопросом о провале, который не имеет отношения к ICC», — пояснил он.
Комментируя заявление Нетаньяху о неприемлемости для него нынешнего председателя Верховного суда Ицхака Амита, Барак назвал это «ложью. Неправда. Потому что были предложены различные варианты, как его можно обойти, но он (Нетаньяху) их не принимает. Он не хочет государственную следственную комиссию, он не хочет, чтобы следователи были объективными, он хочет следователей «своих»».
По материалам: maariv.co.il