В городе Ашкелон, в южной части Израиля, каждый день можно увидеть 86-летнего Гада Соболя, историка и эксперта по еврейской истории Германии и Ашкелона. Об этом сообщает haaretz.co.il.С 8 октября он регулярно выходит на перекресток с тростью в руке и фотографией своих внуков, близнецов Гали и Зива Берман, на груди. Рядом с ним маленькая группа местных жителей, которые присоединяются к нему на час протеста, молитвы и надежды.
Гад Соболь, дедушка Гали и Зива, ведет ‘военный дневник’, в котором тщательно документирует все, что связано с похищением его внуков. ‘Я не знаю, как в других семьях, но для меня и моей жены Яэль наши внуки были как наши дети’, — говорит он. ‘Я очень беспокоюсь за их судьбу, но я часть очень сплоченной и борющейся семьи’.
Соболь подчеркивает, что все его родственники активно распространяют информацию и поддерживают его. ‘Все знают Макбит Майер, тетю Гали и Зива, и их брата Лирана Бермана, который выступает за границей при каждой возможности’, — рассказывает он. ‘Почти каждый из моих внуков и детей распространяет наши сообщения. Мы очень едины, и это то, что поддерживает нас’.
Когда Соболь стоит на перекрестке, опираясь на свою трость и держа в руках фотографию внуков, он сосредоточен на одном: мобилизации общества для его борьбы. ‘Я очень осторожен в выражении политических мнений’, — говорит он, — ‘но мы возлагаем свою единственную надежду на мудрый израильский народ, который обнимает всех похищенных’.
Протесты, заявления и акции по всей стране, по его мнению, являются источником силы и единственным способом создать общественное давление, которое вернет Гали и Зива домой. ‘Борьба за их освобождение занимает меня весь день. Я засыпаю, глядя на фотографию своих внуков, она висит напротив моей кровати, и когда я закрываю глаза ночью, они остаются в моей памяти. Они находятся в мыслях всей семьи 24 часа в сутки. Это наша реальность сегодня’, — делится он.
Когда его спрашивают о действиях государства, Соболь тщательно подбирает слова. ‘Я не хочу вдаваться в политические вопросы. Это не в нашей власти’, — говорит он. Но как историк он звучит более решительно. ‘Как историк, я очень обеспокоен. Пленник или жертва войны были высшими ценностями в израильском мифе. Этот миф больше не существует. Даже заповедь выкупа пленных в иудаизме потеряла свою значимость’, — отмечает он, подчеркивая, что это опасное изменение.
Соболь уверен, что, как и многие войны в истории Израиля, война 7 октября была необходимой. ‘С XIX века и до сегодняшнего дня израильская история знала войны и восстановление. Сейчас мы тоже должны восстановиться, но первое правило — похищенные должны вернуться домой’, — заключает он.